Пантомима
Не многие знают, что пантомима является разновидностью театра. Пантомима представляет собой искусство, в котором художественный образ передается без слов посредством лишь пластики тела, ярких выразительных жестов и мимики.
Пантомима начала свое развитие еще в Древней Греции, где использовалась как часть репертуара мимов, и лишь в Древнем Риме в эпоху правления Августа обосновалась как полноценный театральный жанр. В некоторых источниках говориться, что пантомима исходит из языческих религиозных ритуалов. Интересным фактом является то, что в средние века церковь выступала против пантомимы, запрещая ее, но актёры все равно продолжали использовать пантомиму в своей деятельности. Пантомима являлась неотъемлемым элементом арлекинады, небольших комических пьес, в которых главным героем был Арлекин. Во Франции арлекинада считалась самым любимым жанром балаганного театра. В восемнадцатом веке пантомиму ставили во время антрактов.
В середине двадцатого века в пантомиме как театральном жанре произошел раскол, так что и до сих пор в некоторых странах слово «пантомима» является если не ругательством, то саркастическим замечанием.
В СССР развитие патомимы поддерживали такие великие деятели как А. Арто, М.Чехов, Е. Барба, Б. Брехт, В. Мейерхольд, Ю. Любимов, Е.Гротовски и другие.
В США в 70-х годах предпринималось несколько попыток для воссоздания пантомимы на новом уровне, но эти усилия не оправдались.
Пантомиму разделяют на несколько видов: танцевальную, произошедшую от культуры первобытного общества; классическую, исходящей из совмещения действий, музыки и стихов в зрелищах Древних Греции и Рима; акробатическую, пришедшую из восточного театра и использующуюся вместе с прыжками и жонглированием; эксцентрическую, с использованием гротескового реквизита; и относительно новую - драматическую. Акробатическая и эксцентрическая пантомимы используются в основном в цирке. Пантомима используется даже в балете и опере. В балет пантомиму ввел впервые хореограф Новерр. Пантомима со спецэффектами и массовыми сценами является достижением манежного искусства.
В наше время пантомима наиболее развита в индийских музыкальных театрах и в Японских театрах. Современная пантомима также представлена такими великими деятелями, как Ваграм Зарян, создатель труппы современной пантомимы, представитель модерна и Джеймс Тьери - представитель течения, которое объединяет на сцене драму, театр и цирковые жанры.