mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

Театральный жанр «Мистерия»

Мистерия с греческого «mysterion» переводится как тайна, таинство. Это жанр европейского средневекового религиозного театра XIV-XVI веков. Зародилась благодаря литургической драме, которая спустя время перенеслась из церкви на площади городов Англии, Германии, Италии, Нидерландов и особенно Франции.

Сюжет для мистерии обычно брался из Евангелия или Библии и пересекался обычными бытовыми или курьезными сценами. Произведения-мистерии писали церковные служители. Начиная с середины XV века объемы мистерии стали увеличиваться. Существует «Мистерия о Деяниях Апостолов», в ней более 60тыс. стихов. По свидетельствам, ее представление в 1536 году в Бурже шло 40 дней.

Так же как и в литературной драме, основной группой мистерий было Рождество и Пасха. Со временем, кроме Рождества и Пасхи, стали появляться мистерии с другими эпизодами Священной истории: истории грехопадения, Авраама и Исаака, Иосифа, Благовещение, свадьба в Кани, Христовые притчи и др. Для постановки таких спектаклей требовалось несколько дней, а нередко и недель, в них участвовали сотни людей. Таким образом «Мистерия Старого Завета» состоит из 40 пьес, в которых 250 актеров изображали библейские события от создания мира до Рождества Христова. Около 400 персонажей было задействовано в «Мистерии Страстей Господних» А. Гребана. В XV веке создается французская мистерия не на религиозных, а на исторических событиях. Это была «Мистерия об облаве Орлеана», в которой создается образ Жанны Д’Арк. Тексты мистерий часто были импровизированными. По большинству мистерии писались анонимно авторами либо коллективами. Известными именами авторов данного жанра являются А. Гребан, Рютбеф, Бодуель.

В мистериях XVI века появляется много натуралистических и комедийных элементов, поэтому в 1548 году их запрещают. В Германии, Испании и Франции на пересечении XIX-XX веков мистерии возрождаются. Из драматургии ХХ века сохранилось много примеров соединения мистерий с комедийными элементами, например, «мистерия кукольного театра» «Про дьявола, который проповедовал чудеса» бельгийского драматурга М. де Гельдерона. Мистериальное, в произведениях театрального авангарда, обобщается с вульгарным (драмы Жана Жене, А. Введенского, А. Арто).

Свой отголосок средневековые европейские мистерии нашли в украинских рождественских и пасхальных драмах. Комедии «На день Рождества Христова» и «На Успение Богородицы» - эти две драмы начала XVIII века приписывают Д. Туплату.