mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

Редукторы бывают разные

В доме, на улице, в офисе, в производственном цеху, на складе (если, конечно, речь идет о нормально оборудованном складе, со своим автопарком погрузчиков и с кран-балкой) нас окружает множество хитроумных механизмов. Некоторые – простые и понятные, некоторые посложнее. Кофе-машина в офисе, например, считается нами весьма сложным устройством, но сложное оно только в плане электронной начинки – вся механика там донельзя простая (кто не верит – может попробовать разобрать, оставшись поработать сверхурочно или выйдя на работу в выходные и убедиться на собственном опыте, если, конечно, уверен, что сможет собрать назад). Именно в плане механики даже та же кран-балка на складе является куда более сложным устройством…  И в первую очередь за счет своего привода. Даже не столько за счет привода, сколько за счет устройства, обеспечивающего передачу крутящего момента – никто не задумывается о том, что обычный электрический двигатель, стоящий на раме крана, не сможет поднять груз массой в две-три-пять-двадцать тонн. Как это делается? За счет редуктора – устройства, которое преобразовывает крутящий момент, поступающий на его вход, в момент на выходе – с меньшими оборотами, но при этом с куда большей мощностью.

Выйдя на улицу и осмотревшись по сторонам, мы можем увидеть массу общественного транспорта, посреди которой (в крупных городах, по крайней мере) особенно выделяются троллейбусы. Для нас они выделяются своими «рогами», а для сотрудников ремонтных мастерских – своим приводов, а в частности – устройством ступиц, в которых стоит планетарный редуктор, обеспечивающий вращение колеса с заданной угловой скоростью (вал двигателя на самом деле крутится существенно быстрее). Хотя именно планетарные редукторы за счет плавности хода и долговечности находят применение во множестве других отраслей – и в промышленности, и в производстве станков, кое-где эти системы применяются и в автомобилестроении, а уж в производстве спецтехники без них вообще обойтись не получается.

Хотя планетарные на самом деле являются не самым распространенным типом – есть еще червячные, цилиндрические, конические, и так далее. Для простого обывателя, который только что узнал, что в троллейбусе вообще есть редуктор (если провести соцопрос, то его результаты будут удивительным в том плане, что большинство пассажиров троллейбусов никогда не интересовалось, как же он устроен), это, конечно, не принципиально, но вот для домашних мастеров, которые собирают какие-то свои установки (некоторые народные умельцы практически на коленке собирают целые станки), параметры редуктора важны. Правда, не все производители ими делятся… Если Tramec информацию не скрывает, то остальные дают лишь базовые понятия – тип, передаточное число, мощность, максимальные обороты на входном валу и так далее.

Размещение редуктора, его ориентация в пространстве – тоже один из тех показателей, которые зачастую определяют конкретный выбор устройства. Есть редукторы, которые могут работать независимо от ориентации – соосно-цилиндрический редуктор SITI, например, а есть модели, которые могут работать только при определенном положении относительно горизонтальной плоскости (допускаются какие-то отклонения, углы наклона, но они, как правило, невелики). К червяным редукторам это относится в большей степени, к остальным – в меньшей.