mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

Тело актера в пластическом театральном спектакле

На сегодняшний день все больше исследователей говорят об актуальности телесно-ориентированного подхода в гуманитарной сфере. Начиная с античной эпохи, вплоть до второй половины 19 века различные ученые определяли тело как нечто вторичное по отношению сначала к душе, затем к разуму и сознанию. Человеческое тело рассматривалось как оболочка, позволяющая существовать какой-то другой части человеческой сущности. Однако в 19 веке данная точка зрения меняется. Роль тела возрастает в связи с развитием психологической науки. Именно тело познает окружающую реальность, позволяет получать информацию о мире и определяет познавательную активность человека. И в 20 веке начинает активно развиваться такая художественная практика, как пластический театр. Это понятие достаточно широкое и включает в себя разнообразные формы, начиная от хэппенинга, заканчивая танц-театром. А билеты в московские театры на такие представления раскупались очень быстро. Пластический театр – театральная форма, в которой отдается предпочтение жесту и экспрессии телодвижения, не исключая, однако, слова, музыки и всевозможных сценических средств a priori. Отсюда следует, что основное средство выразительности, средство создание образа – это тело актера, которое воздействует на зрителя посредством жеста, поз, движения, в том числе и танцевального. В процессе создания пластического спектакля тело актера – основное, а иногда и единственное средство выразительности. Вся художественная информация кодируется в теле и телом. Оно становится инструментом, материалом и художественным пространством, в котором разворачивается действие. Актер выходит за пределы собственного тела, осмысливая и переживая опыт иного тела, недоступного, непознаваемого.

В процессе познания художественного произведения тело пластического актера начинает восприниматься зрителем как тело-аффект. Отходя от безжизненного тела-объекта, артист наполняет его эмоцией через движение. Зритель, которые решил купить билеты в театр онлайн или в кассе, переживает телесную реакцию, демонстрируемую артистом, как свою иногда так же бурно, иногда в меньших масштабах, но всегда эмоция через тело присваивается себе. К сожалению, массовый современный зритель, который предпочитает купить здесь билеты - на театральной кассе перед самым началом выступления, зачастую является заложником привычного способа познания художественного произведения и оценивает пластические спектакли достаточно негативно.