mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

Ярмарочный театр

Во многих европейских странах XVI-XVIII веков ярмарочный театр был народным любимцем.

Театр этот возник в средние века. Расчет устроителей ярмарок был прост: для того чтобы привлечь в торговые ряды как можно больше покупателей, на ярмарках устраивались различные увеселения — выступали бродячие акробаты, фокусники, дрессировщики...

В XVI-XVII веках городские ремесленники, которые объединялись в шутовские общества (Франция), Нидерландские камеры риторов, кружок мейстерзингера (Германия), разыгрывали в ярмарочные дни фарсы, моралите и прочие спектакли, написанные в модных по тем временам театральных жанрах.

С середины XVI века в таких театрах начали выступать профессиональные актеры. Они много импровизировали, то есть играли на сцене так, как их вели вдохновение и настроение. Юмор, сатира, жизнерадостность — вот главные черты ярмарочного театра. Их обожали великие драматурги Шекспир и Мольер. Многие пьесы этих театральных титанов сочинены в традициях ярмарочного театра.

Жил в XV-XVI веках во Франции писатель и драматург Ален Рене Лесаж (1668-1747), который очень многое сделал для ярмарочного театра. Поначалу Лесаж начал работать для привилегированного театра «Комеди Франсез», сочинив одноактную прозаическую комедию «Криспен — соперник своего господина». Но в «Комеди Франсез» отказались ставить эту блестящую остроумную пьесу, и возмущенный драматург перешел работать в ярмарочный театр. Это случилось в 1712 году.

Для ярмарочного театра он сочинил около ста комедий-водевилей: «Арлекин — король Серендиба», «Арлекин-Магомет», «Арлекин — король людоедов», «Ящик Пандоры» и другие. Веселые сатирические сказки и фантазии Лесажа пользовались у народа невероятным, оглушительным успехом. В пьесах Лесажа актеры много пели, плясали, звучала зажигательная музыка. Именно по настоянию этого сочинителя в ярмарочном театре начали работать композиторы. Лесаж искренне любил ярмарочный театр и помогал ему уходить от преследований.

А власти не давали покоя ярмарочным театрам не только во Франции, но и везде, где они работали. Актерам запрещалось играть литературные пьесы, запрещалось петь и даже говорить на сцене. Полиция налетала на здания ярмарочных театров, разрушала их. Штрафы сыпались на владельцев этих увеселительных заведений, как летний дождь. «Не высмеивай богатых! Не зубоскаль над сильными мира сего!»

В XVIII веке на сцене ярмарочных театров зародились жанры водевиля и комической оперы. Постепенно ярмарочные театры прощались с бродячей жизнью и строили постоянные помещения.

К середине XVIII века из ярмарочных театров возникли театры бульваров.

В России ярмарочный театр просуществовал до конца XIX века. Русские люди с удовольствием смотрели пантомимы, мелодрамы, военные или исторические пьесы. Главными персонажами русских ярмарочных театров были купцы, чиновники, помещики. Представления всегда шли под оглушительный хохот не только в нашей стране, но и во всём мире.