mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

Духовная задача - 2

Духовная задача - 2

Никак не повстречает ответа

Средь шума мирского

Из огонь а также света

Рождённое словечко…

Рискнём допустить, что то, о чём вещал пиит в собственных творениях, было никак не таковым уж безрадостным, каким казалось почти всем его любителям а также критикам. То была, конечно, никак не известие о «манящей пустоте жизни», никак не мысль о ничтожестве а также бесцельности человеческого существования, никак не представление «сумерек души», удовлетворявшеюся полусветом «меж готовностью а также горем». Приведенные мотивы образуют прелюдию к лейтмотиву только лермонтовского творчества, пронизанного ностальгией припоминания могучего думающего духа об утраченном им месте в космической иерархии, о собственных начальных впечатленьях а также былых реинкарнациях, масках. Дав предлог к поверхностным идентификациям своими юношескими переводами Байрона, Лермонтов вкупе с тем убеждал:

Недостает, я никак не Байрон, я иной,

Ещё неизвестный ставленник,

Как он, туримый миром путешественник,

Однако лишь с русскою душой.

Практически все творения стихотворца – наброски к его автопортрету, выражения попыток узнать в себе собственного иного – беса, ангела, херувима либо какого-то другого, отверженного миром духа, найти в сердцевине собственного человеческого естества, мучащегося «теперь, тут, в этой скучноватой крепости» (каковой ему представлялась николаевская империя, а может быть, а также цивилизация в целом) – нечеловечески-большое а также массивное «СВЕРХ-Я», теснее как-то заявившее о себе в «тусклом, бездушном пространстве» вселенской летописи в виде 1-го из соратников увековеченного Шекспиром Малькольма – царевича Комберлендского, отпрыска убитого Макбетом шотландского короля Дункана либо нечто вроде знаменитого поэта-провидца Томаса Лермонта (Рифмача), воспетого В. Скоттом.

Никакая «психология развития» личности никак не объяснит нам парадокс чрезвычайно ранешнего духовного пробуждения стихотворца в «неловком а также неуклюжем» мальчугане. Конечно, никак не обошлось без воздействий: со стороны отца, бабули Е.А. Арсеньевой, «мамушки» – благочестивой немки Христины Осиповны Ремер, семейного воспитателя мосье Капе – прежнего офицера наполеоновской гвардии, институтского профессора-шеллингианца М.Г. Павлова а также, быть может, столичных славянофилов. Однако наружные действия малосильны по части Духа. В чём-то определяя ненормальный склад человека, его эмпирический нрав а также частично – оглавление его сознания, они никогда никак не посещают порождающими факторами гениальности. Гений рода, оставаясь постоянно вещью-в-себе, всё же преждевременно либо поздненько имеет место быть в индивидуме, восприимчивом к его зовам, заявляет о себе с нежданностью удивительной вещи – как вещество необыкновенное (= «странный человек», сообразно терминологии Лермонтова), сверхчеловек (применяем термин Гёте), владеющий никак не выводимым ни из какого эксперимента сверхсознанием, никак не взятой ниоткуда со стороны метафизикой, некоторым безусловным познанием. Крайнее достаётся ему в одно мгновенье нахлынувшей благодати всё полностью а также сходу, лишая на какое-то время дара речи либо поражая косноязычием. А также только постепенно прибывая в себя от соприкосновения с Трансцендентным, пиит затевает «подбирать слова» для выражения незабываемой, преобразившей его Правды. Этак дар церковный проявился теснее в первых стихотворениях, заметках а также письмах «косолапого а также разумного мальчика» (Е.А. Сушкова), призванного гением рода Лермонтовых начинать Петром – краеугольным кремнем российского самосознания, только оказавшегося сообразно прихоти своенравной фити-мити Мишей – борцом, обречённым на раннюю смерть в борьбе с властвующей в мире «по воле рока» бездарностью.