mta logo

МОЛОДЕЖНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША

     
    

Владимир МЕНЬШОВ: «Нужно взять в толк, чего желает народ» - 1

Владимир МЕНЬШОВ: «Нужно взять в толк, чего желает народ» - 1

Мы продолжаем издавать интервью выдающихся русских кинорежиссёров об острейших дилеммах российского синематографа, которые часто уходили за рамки чисто проф беседы. Напомним, что в рубрике «Двенадцать рассерженных режиссёров» выступили Карен Шахназаров («ЛГ», №?1, 2011), Николай Досталь (№?6), Сергей Соловьёв (№?10), Вадим Абдрашитов (№?16-17), Юрий Расправа (№?21), Владимир Хотиненко (№?26), Виталий Манский (№?31), Сергей Снежкин (№?39), Владимир Бортко (№?50). Заканчиваем уходящий год занимательнейшей разговором с Владимиром Меньшовым. Считаем, что в будущем году число рассерженных режиссёров далековато перевалит за двенадцать…

ПОСЛУЖНОЙ Перечень

Владимир Валентинович Меньшов родился в 1939?году в Баку. Закончил Школу-студию МХАТ в 1965-м. Потом обучался во ВГИКе (мастерская Миши Ромма). Снял киноленты: «Розыгрыш» (1977), «Москва слезам никак не верит» (1980), «Любовь а также голуби» (1984), «Ширли-мырли» (1995), «Зависть богов» (2000). Сыграл много киноролей, даже в фильмах: «Человек на своём месте», «Собственное мнение», «Курьер», «Город Зеро», «Спартак а также Калашников», «Ночной дозор», «Ликвидация»… Справедливый действователь искусств РСФСР, всенародный актер Рф, лауреат Гос премии РСФСР (за кинофильм «Розыгрыш») а также Гос премии СССР («Москва слезам никак не верит»). Лауреат премии «Оскар» Южноамериканской киноакадемии. Мужчина орденов: «За награды пред Отечеством» IV?ступени, «За награды пред Отечеством» III?ступени.

– Какие причины современной публичной жизни способны вывести вас из равновесия? – Более сердящие моменты соединены с тем, как преподносится деяния нашей страны ХХ века. К этому позволительно было бы теснее свыкнуться, только у меня не выходит. Я никак не могу взять официально восторжествовавший взор на историю СССР, кой упрямо пробуют ввести в мозги юного поколения. Общение с теми, кто сформирован современными учебниками а также телевидением, часто элементарно ошарашивает. Новое происхождение основывается в собственных суждениях на антисоветский официоз, неизвестно с другим взором на прошедшее, а следственно, неспособно выковать свою позицию. Ежели в кино либо сообразно телеку демонстрируют что-нибудь об СССР, практически со стопроцентной вероятностью это фальсификация летописи. Нас уверяют, что жизнь в Русском Объединении была темна, пытаются, чтоб эта мысль просочилась в каждую клеточку публичного сознания. На Западе теснее издавна сложился стереотип мышления сообразно отношению к Рф, он сформирован сноровисто, преднамеренно. Их высоколобые интеллектуалы ещё имеют все шансы делать противоположными концепциями, только западный житель располагаться в безусловной власти антисоветского мифа. Вот, например, я поглядел кинофильм BBC «Кто прикончил Сталина?». Степень экспертов-советологов, решительность оценок, лубочность формулировок сначала изготовляли смешной эффект. Только сообразно ходу деяния, когда российские документёры, изображающие «ближний круг» – высокопоставленных русских политиков, – начали исступленно кутить, ниспадать пастями в салат, преобразовываться в скотов, а пьяный Сталин взирал с саркастической ухмылкой на данную оргию, кинофильм стал элементарно оскорблением нашей страны… Только ведь практически то же наиболее, в некоторое количество приспособленном облике, я вижу а также в русских фильмах! Совершенно не так давно с некой гордынею нам представили запошивочный кинофильм «Концерт». С нашей стороны участвовали отличные документёры, а также пред премьерой они поведали, что вышла тёплая таковая комедийная лента… Правда вы что, ребята, вы поглядите на это очами обыденного француза, кой пришёл в кинозал! С какими заключениями он выйдет оттуда?.. Как оказалось, в брежневские эпохи, сначала 80-х, дирижёр Огромного театра пострадал за то, что отказался рассчитать из оркестра всех евреев. Его самого выгнали с работы, а евреи погибли в сибирских таборах. Лишь малюсенькую девченку добропорядочные французы вывезли на Запад в футляре от контрабаса… А также мои коллеги соглашаются играться в картине а также никак не чувствуют ни малейшего чувства срама! Даже если б целый этот абсурд был истиной, неуж-то невредно бы участвовать? Может, пора поучиться у европейцев, каких нам постоянно дают как эталон плюсы а также чести? Немца, к примеру, вы на беседа о борьбе никак не выньте, вслед за тем практически у любого в шкафу припрятан скелет дедушки, воевавшего на Восточном фронте. А попытайтесь затронуть неприятное поведение французов во время 2-ой вселенской. Как я знаю, вслед за тем были режиссёры, которые пробовали совершить кино о коллаборационизме, за что подвергались жесточайшему остракизму. Во Франции принято говорить только о Противодействии, которое даже де Голль признавал только только успешным пропагандистским мифом. Немцы, по крайней мере, поразились, увидев на подписании капитуляции французов в качестве фаворитов… Попытайтесь поговорить с британцами про то, как они бесчестно тащили с изобретением другого фронта, ждали, покуда мы с германцами измотаем друг дружку. Попробуйте побеседовать с румынами а также венграми, которые вели войны на стороне фашистов, с чехами, которые делали на собственных заводах 2 из трёх танков германской армии… Все они сноровисто скрывают постыдные странички собственной летописи а также никому никак не дозволят подымать эти темы. Покаяние постоянно было свойственно российскому складу ума, а также в особенности оно расцвело с истоком перестройки. Неважно какая попытка низвергнуть смелые странички нашей летописи стала рассматриваться как вклад в борьбу с неприятным коммунистическим режимом. Это просочилось в поры нашей публичной жизни, стало обыденностью. Позже станет совсем тяжело выкорчёвывать полный антисоветизм, кой за 20 5 лет обрёл сильную корневую систему, только действовать это, непременно, придётся. Мы никак не сможем быть в ситуации кромешной исторической несправедливости. В этом отношении совсем показательной стала програмка «Суд времени». В конце концов в общественном пространстве получилось услыхать позицию, противоположную антисоветской. Концепции, что опосля 17-го года в российской летописи абсолютно ничего хорошего никак не происходило, были противопоставлены массивные, взвешенные контраргументы. Разумеется, элементарно поражало зрительское голосование. – Невзирая на поток антисоветчины в СМИ, всё одинаково соответствие – девяносто к 10. С чем вы это связываете? – Я никак не могу это разъяснить. Знаю, что итоги изготовили оглушающее ощущение на либеральную интеллигенцию… На первый взгляд, итоговые цифры обязаны исковеркать, рекомендовать что-нибудь нейтральное – 48?на 52 (как это происходило в студии, в каком месте шли дебаты). Однако когда врубался подсчёт гласов сообразно стране, итог категорично никак не совпадал со студийным. Или впору никак не сообразили, или организаторы проекта показали важность. Результат оказался необычным ещё а также поэтому, что он никак не подходит результатам всех выборов в нашей стране. Я никак не верую, что на избраниях проистекает массовая подтасовка, – означает, имеется предпосылки, сообразно коим телеголосование выявляет определенную помощь социалистической идеи, а на настоящих избраниях этого никак не проистекает. Вообщем, мне видится, в данный момент совсем принципиально вести глубочайшие социологические изучения, истратить на это огромные средства а также найти, в котором состоянии располагаться наше сообщество. Нужно взять в толк, чего желает люд, каковы его предпочтения а также недовольства. Ведь со времён Горбачёва мы совсем многому выучились а также на многое переменили свои взоры. – Ваши киноленты именуют «народными», а вас – «народным режиссёром». Может быть, вы понимаете о народе что-то такое, чего никак не знают другие?.. – Для меня это совсем принципиальная содержание. Не забываю, сообразно юности на меня произвела ощущение мысль, а также я даже её выписал: «Толпа – это никак не люд, Пушкин – народ». Ну правда, звучит эффектно. А в данный момент мыслю: отчего же всё-таки массе, массам отвергать в проявлении народного склада ума? А также Пушкин поэтому а также гений, что смог более ярко а также массивно проявить запах народа. Желая а также пристрастно написал о российском мятеже как вздорном а также безжалостном. Бесчеловечном – естественно, однако – нелепом… Мне в еще большей ступени импонирует точка зрения Блока, кой в бунтах, мятежах, революциях лицезрел приведение исторических счётов, неожиданное выпрямление пружины, сжимавшейся на протяжении почти всех десятков лет, а может быть веков. Рассуждая о народе, безизбежно вступаешь в область размытых мнений, законов, которые нереально сконструировать. А также все-таки подспудно разумеешь, что каким-то образом всё происходящее кругом отфильтровывается народными массами а также выкристаллизовываются убеждения, мифологические представления. Равномерно складываются взоры, принимают устойчивую форму – условно какого-то правителя, цельного исторического периода либо конкретного действия. На поверхности публичного процесса имеют все шансы кипеть дискуссии, бушевать влечения, однако синхронно где-то в середине создается кристалл – незыблемая крапинка зрения, на которую теснее никак не воздействовать. Этот процесс дотрагивается только – художества даже. Насколько я следил за свою жизнь однодневок, которые, едва появившись, получали статус нетленки. Время от времени классика назначали сверху, только чаще исподнизу появлялся шепоток: это нужно созидать, нужно чувствовать, нужно читать! Проходило время, а также гении становились элементарно способными ребятами, появлялись новейшие авторитеты… Методично, незначительно Время а также Люд делали своё ремесло. – Итог кристаллизации постоянно видится вам правосудным? – Это теснее за пределами нравственных а также субъективных оценок, это схоже на законы природы… В своё время я прочёл в воспоминаниях супруги Роберта Рождественского, как всю жизнь бодались меж собой Евтушенко а также Вознесенский, никак не шутейно, а совсем всерьёз, подтверждая личное преимущество сообразовываться наилучшим русским стихотворцем 2-ой пятидесяти процентов ХХ века. А также элементарно обожгло её резюме благодаря чему предлогу: «А оказалось – Высоцкий…» Совсем как у Маяковского в «Разговоре с фининспектором о поэзии»: «…Эти сейчас вирши а также хвалы, в аплодисментах ревомые ревмя, войдут в историю как накладные затраты на изготовленное нами – 2-мя либо 3-мя…» – В рассуждении ваших картин кристаллизация произошла. Согласны? – «Любовь а также голуби», безусловно, стала народной картиной, она принята всеми соц группами, соединяет даже коммунистов с либералами. Увлекательнее деяния с «Москвой слезам никак не верит», которая, на первый взгляд, обязана иметь собственному медли. В никак неё включены реалии ушедшей эпохи, теснее никак не полностью понятные сегодняшним юным людям, но странноватым образом этот кинофильм преобразуется в матрицу не столько русской, однако а также элементарно российской народной жизни. А ведь головка родилась, как говориться, из дуновения ветерка, никак не была итогом некий серьёзной подготовки. В это время меня более интересовало кино соц, политическое. Ещё во ВГИКе я написал сценарий художественного кинофильма «Требуется доказать» с подзаголовком: «По мотивам книжки Ленина «Детская заболевание левизны в коммунизме». Когда его прочёл мой преподаватель Миша Ильич Ромм, он пригласил меня к себе домой, закрыл дверь кабинета а также произнес: «Володя, ежели ты желал обосновать, что ты человек даровитый а также даже профессиональный, то тебе это получилось. Однако во уклонение серьёзных проблем сценарий более никому никак не показывай». Совсем это меня расстроило, так как никаких антисоветских целей у меня никак не было. Сценарий получился полемичным, только ведь а также «Детская заболевание левизны» чрезвычайно полемична. Она была написана в связи с Брестским миром, в ней собраны доводы «за» а также «против», которые тогда дискуссировались в партийной среде. Сообразно существу, ведь а также вся партия, а также ЦК никак не воспринимали идею Брестского решетка, только Ленин стоял горой… Меня интересовала эта коллизия, однако тогда воплотить схожий материал оказалось нереально. Максимум полемичности, кой позволялся, – это пьесы Шатрова. Казавшиеся тогда диковинно неустрашимыми, сейчас они смотрятся бесхитростно, однако в конце 60-х его «Большевики» в «Современнике» стали для меня сильнейшим театральным впечатлением – выдающаяся режиссура Ефремова, красивые документёрские работы… Сценарий «Москва слезам никак не верит» сообразно сопоставлению с этим глобальным планом казался мелковатым, неинтересным, беззубым. Однако он принудил меня припоминать биографии друзей, родственников, рабочие моменты собственной жизни (опосля средние учебные заведения меж поступлением в университеты я работал на заводе, в шахте). Кстати пришлись записные книги, которые я начал новости тогда, туда я заносил какие-то словечки, выражения, успешные остроты. По счастью, для меня рабочий класс никак не был той злобной жлобской общностью, которую пробуют передать некие интеллигенствующие режиссёры. Сообразно версии современного синематографа, рабочий класс – это что-то углубленно маргинальное, бешено пьющее, никак не отягощённое разумом. Этак представляют тех, кто стоит у станка, варит сталь, собирает хлеб… А я этих людей полюбил, стал их разуметь, оценивать их юмор… В данный момент царствуют кавээновские шутки, а также мы теснее подзабыли реальный российский юмор, а ведь это необычное действо. Его принципиальной характерной чертой является самоирония. Российский юмор в большей ступени ориентирован на себя, но не на находящихся вокруг… Когда я делал этот кинофильм, никаких наполеоновских планов никак не вынашивал а также основное, о чём волновался, – никак не опозориться бы. Ведь «Москва слезам никак не верит» была моей первой «взрослой» картиной опосля «Розыгрыша». Зрительский фуррор оказался поразительным а также совсем неожиданным для меня. – Торчать в очереди бóльшей, чем на «Москву слезам никак не верит», никак не доводилось. – Даже гайдаевские киноленты были перекрыты в полтора-два раза. А также сначала за счёт многократных просмотров. Некие созерцатели писали мне, что глядели кинофильм сообразно 10–20?раз… В данный момент ясно, что теснее сработали а также причина медли, а также причина кристаллизации. Я вижу, что картину люд отобрал. При том что её никто никак не продвигал, никак не было лоббистов-интеллектуалов, против, оценки уверяли созерцателей: те, кому нравится головка, – неразвитые люди, которые не имеют вкуса… Пусть это звучит никак не совсем робко, только конкретно этими фильмами – «Любовь а также голуби», «Москва слезам никак не верит» – я останусь в памяти «и длинно буду тем учтив я народу»… Только ясно а также иное: «Ширли-мырли», а также в особенности «Зависть богов», изготовленные еще наиболее проф рукою, никак не вошли в этот фонд народного кино, никак не выкристаллизовались. Как ни грустно, приходится это установить. – Сообразно предлогу «Ширли-мырли» разрешено подискутировать… – Правда, рассчитываю, что, быть может, эта мозаика изготовлена с определённым опережением а также время станет на никак неё вкалывать. Вслед за тем имеется активный юмор, передана воздух безвременья, чокнутых фарсовых 90-х, однако всё-таки этот кинофильм никак не вошёл в народное рассудок как что-то неотъемлемое, нужное. А «Москва слезам никак не верит» вошла. Её персонажи стали практически родственниками, на их ссылаются, их цитируют, они находятся в жизни людей а также даже служат образцом. Религия Алентова дулась, что у никак неё не самая выигрышная роль, что в первой серии её героиню заслоняет репризами героиня Иры Муравьёвой, а во 2-ой – возникает Гоша а также перетягивает покрывало на себя. А также я, видится, нашёл точную формулу: у тебя роль-судьба, с тебя будут жизнь совершать… Тогда мне была непонятна истовая нелюбовь к «Москве слезам никак не верит» со стороны отборной интеллигенции. Люди элементарно никак не могли выбрать слов, чтобы проявить ступень собственного презрения к картине а также быдлу, которое её глядит. Для меня натура этой нелюбви открылась существенно позднее. Она была полностью общественной. Сидя на кухнях, интеллигенция договорилась меж собой, что тут, «в этой стране», существовать невозможно. Я также деятельно участвовал в схожих дискуссиях, однако я-то задумывался, как переработать жизнь к превосходнейшему! Читаешь в данный момент воспоминания апологетов перестройки, тех, кого позволительно полагать сегодняшними фаворитами, а также дивишься: они элементарно тряслись от нелюбви к стране. Они убеждают, что никак не воспринимали систему, только через строчки явственно проглядывает: они никак не воспринимали Россию, никак не воспринимали цивилизацию, которая смирилась с отвратительным соц строем а также с монстром Сталиным. Естественно, они никак не могли достичь согласия с картиной, которая обосновывала: тут разрешено существовать, позволительно устроить карьеру, разрешено элементарно существовать счастливым. – Ежели препарировать творение художества, относящееся к категории народного, забежать вовнутрь, из чего состоит устройство, как работает? – Это загадочный процесс, кой разрешено разъяснять лишь задним количеством. – Однако общие аспекты, родовые признаки «народности» обязаны существовать. Позволительно рекомендовать, к примеру, такую версию – народное художество успокаивает а также побуждает… – Но в «Тихом Доне» эти сочиняющие фактически никак не находятся. А также даже в «Войне а также мире». В данный момент видится странноватым, только сначала в этом романе узрели никак не столько его народность, насколько исторические несоответствия. Видится, даже Денис Давыдов успел подметить недочёты: некий полк в самом деле никак не вслед за тем дислоцировался. Однако позже на «Войну а также мир» стало действовать время… О Большой Отечественной борьбе никак не настолько не мало творений, которые разрешено было бы именовать правильно народными. Не достаточно кому получилось просочиться в самую сердцевину действа, представить, что собой представляет народ-победитель. Твардовскому получилось. Естественно, «Василий Тёркин» – это верхушка… Однако вы понимаете, я в данный момент читаю в концертах Симонова, он вроде никак не самым большим стихотворцем считается, только его боевая лирика этак пронзительна! А также не столько хрестоматийное «Жди меня». Махаловка прошла через его судьбу, сплелась с любовью, отношениями с Валентиной Серовой… Эти попадания имеется у почти всех, быть может, в жизни всякого стихотворца приключаются неповторимые совпадения с пульсом жизни. У Гудзенко, к примеру, 2 стихотворения элементарно больших: «Нас не нужно сожалеть…» а также «Когда на погибель идут, – напевают…». Два-три шедевра имеется у любого стихотворца, присущего к боеву поколению… А вот с военной прозой труднее… – Но несмотря на все вышесказанное народных кинофильмов о Большой Отечественной много. – Вероятно, этот гений народного художества всё время располагаться в движении – сейчас он в литературе, завтра в музыке, позже в синематографе. Для начала необходимо припомнить «Балладу о солдате» а также «Летят журавли». Истина, мозаика Калатозова, на мой привкус, некоторое количество манерна, желая а также стала прорывом на взгляд изобразительной культуры. Были ещё киноленты другого эшелона, к примеру, «Живые а также мёртвые», восхитительная головка Ордынского «У твоего порога»… Режиссёры, которые возвратились с фронта, помнили аромат пота, крови а также пороха, никак не могли врать, у их выходило совсем истиннее а также мощное кино. Большая Отечественная битва стала неописуемым подвигом русского народа. Видится, что к этому подвигу нас водила вся тысячелетняя деяния Рф, к этому высокому моменту нашей жизни – Перевесе… Которой мы никак не захотели, никак не сумели пользоваться. Теснее через какие-то 40 лет мы получили развалившееся правительство. Это результат Победы?.. Сталин никак не воспитал себе замену. Он был гений, никаких колебаний в этом отсутствует, а также тех, кто исполнял его указы, мы также считали совсем профессиональными людьми, только когда они оказались даны сами себе… В результате русская система к середине 80-х теснее была никак не готова ответствовать на вызовы медли. Назрела замена парадигмы публичного развития, однако перестройку, к нашему несчастью, возглавили фигуры некрупные, они всё свели к возвращению Рф в лоно этак именуемой европейской цивилизации. Собственный свой путь находить никак не стали… Наиболее бесчестное в этой летописи – несправедливость происшедшего. Разрушали страну те, кто делал карьеру на диссертациях о неизбежности построения коммунизма. С какого-то испугу случайные люди оказались богачами. Сейчас они вершат наши судьбы, правда ещё а также говорят, что ранее всё было урегулированно никак не этак. Желая сделали себе миллиардные капиталы на том, что выстроено, сотворено в русское время!.. Однако я разумею: обратного хода недостает. Пусть немало сердитых людей, только в СССР они теснее никак не желают. За преимущество двинуть на роздых в Турцию либо Египет человек почти всем готов определять. – Мысль о невозможности возвращения крепко внедрена в рассудок, это – сложившееся публичное мировоззрение. – Мне видится, такую мысль никак не ввести, это теснее выкристаллизовалось. У Кара-Мурзы, нашего известного современника, 1-го из самых массивных мыслителей, объяснивших сущность а также значение Русской Цивилизации, замечено, что эпохи СССР огромное колличесво повинностей прикладывали на человека… Вышло искажение – какого чёрта выздоравливать а также идти на работу, ежели охото существовать владельцем собственной судьбы, никуда никак не идти, а остаться дома а также полежать. Новая администрация продекларировала: оживляйте как вздумается, желаете на помойке насыщаться – кормитесь, желаете пробиваться – работайте. Однако в массе собственной люди вообщем разучились вкалывать. За нас работают гастарбайтеры. – Когда действователь художества декларирует свою политическую позицию, аудитории тяжело её пренебрегать. Некто из созерцателей наверное поменял своё положение к вам… Как вы относитесь к этому обстоятельству? – Сообразно отношению ко мне либеральная толпа вправду относится очень настороженно, так как я никак не укрываю собственных пристрастий а также даже в конце 90-х говорил беспрепятственно, что голосую за коммунистов. Тогда для либералов это было равноценно признанию в педофилии. Вообщем ежели говорить про наш клоб творческой интеллигенции, то его 90?процентов – на стороне либералов. С ними напрасно дебатировать. Я почти всем предлагал уважать обаятельно логичного Сергея Кара-Мурзу, разящего юмором Владимира Бушина, полагая, что образованный человек обязан вдуматься в аргументацию оппонента. Я ведь в своё время учил позицию а также Яковлева, а также Афанасьева, а также Сахарова… Только либералы собственный отбор сделали, их никак не двинуть с места. А также они ещё именуют ретроградами коммунистов!.. Потому относительно общения с сотрудниками: необходимо или находиться с ними в нескончаемом конфликте, или воспринимать таковыми, какие они имеется, а также категорично ретироваться от обсуждения политических тем. – Как вы расцениваете то, каким предстаёт в современном кино российский мир? Откуда эта влечение к описанию низа, любованию чёрной стороной жизни? – Очень долгий период времени в различных формах декларировался тезис «стыдно существовать русским» – истоки этой эстетики тут. Полностью благоприятные московские мальчишки увлеклись описанием жизни бомжей, исследованием психических странностей – впредь до некрофилии. Помимо этого, возник грузополучатель. Ant. адресант. На западных кинофестивалях особенной репутациею использует хоть какой стыд Рф. Вообщем, как лишь появляются спектакль, книжка, кино, обижающие наш люд, сходу находятся люди, которые требуют помощи этого творения, требуют на награждении а также премировании… С возрастом мне стало совсем ясно: вступая на путь антисоветизма, ты обязательно придёшь к искренней русофобии. Человек, прогрессивно занимающий антисоветские позиции, безизбежно соображает, что эти взоры народом никак не делятся, а также тогда он обязан установить – люд никак не тот. С этим народом вообщем ничто нереально сотворить, это опечатка природы. Далее – чистый расизм: выкорчевать необходимо этот люд, а также только после этого человечество сумеет передвигаться семимильными шагами по счастью. – В данный момент снимается очень много антисоветских кинофильмов, в различных жанрах: эпосы, драмы, комедии, мюзиклы. Произнесите как человек, понимающий продюсерскую кухню: может быть сейчас сбросить просоветский кинофильм? С той же агитационной силою, пропагандистской силой, что снимают антисоветское кино. Если б нашёлся некий чокнутый человек с ранцем средств?.. – Теоретически – правда. Публичный запрос на такое художество есть. Ежели отыщутся средства, то заморочек как как будто появиться никак не обязано, запускайся а также снимай. А также в принципе имеется странноватые миллионеры, жизнь никак не этак однолинейна… Только… Это станет проистекать в атмосфере серьёзного нравственного давления со стороны не столько политической верхушки, однако даже вашей своей съёмочной группы. К примеру, у меня был фактичный кинофильм о столичных кладбищах в рамках проекта «Сто кинофильмов о Москве». Я снимал на Новодевичьем, у Кремлёвской стенки. Нам разрешили съёмки в Мавзолее. А инструктор отказался туда идти. Принципиально: никак не хочу очутиться вблизи с этим чудовищем… – Если б вы могли изготовить заявку некоему обобщённому виду сценариста, сочетающему способность Габриловича, Гребнева, Володина, какой-никакой бы попросили сценарий? – Кого мне в данный момент безрассудно никак не хватает для сотворения кинофильма, адекватного нашей нынешней жизни, этак это восхитительного а также полностью незаслуженно забытого сценариста – Евгения Григорьева. Широкому созерцателю он популярен как правило сообразно «Романсу о влюблённых». Мы с ним немало замышляли сначала 90-х годов, только ничто, как ни прискорбно, этак а также никак не осуществилось… Покуда медлительно а также невыносимо выдумываю историю в одиночку. Вопросцы задавал Олег ПУХНАВЦЕВ